Александра Пахмутова - изображение

Александру Николаевну Пахмутову без преувеличения можно назвать живой антологией советской песни. Она посвящала свои произведения знаковым событиям в жизни государства, однако умела при этом находить проникновенную и берущую за душу интонацию. Что же касается лирических песен Пахмутовой, то они не оставляют равнодушными даже правнуков тех, кто когда-то с замиранием сердца слушал их по радио или на премьере кинофильма.


Первые звуки музыки Александра услышала от отца, который играл на аккордеоне, фортепиано, скрипке и других инструментах. Аля, как ее называют самые близкие люди, родилась в пригороде Сталинграда 9 ноября 1929 года. Мама поощряла влечение ребенка к творчеству и возила на поезде в Сталинград на занятия в музыкальной школе. Там в первые военные годы девочка услышала и грозные звуки разрывающихся снарядов. Семья год жила в эвакуации в Караганде. Александра продолжила обучение музыке, сочиняла мелодии и песенки, а потом попросила родителей отправить ее в Москву продолжать образование. В 1943 году отец поддался на уговоры и отвез дочь в столичную музыкальную школу при консерватории имени Чайковского. Через пять лет талантливая девушка стала студенткой композиторского отделения и позже закончила аспирантуру.

Пахмутова довольно рано, как сейчас говорят, сделала себе имя. Будучи еще студенткой консерватории, она решилась отнести свои симфонические сочинения в Союз композиторов СССР, куда ее приняли практически без обсуждений.

О ней писали как о хитмейкере всех жанров, ей удается все — от простенькой бардовской песни до сложной оратории. Бесперебойное производство высококачественного музыкального материала на протяжении десятков лет невольно заставляет заподозрить Пахмутову в эксплуатации известной одной ей «формулы хита». «Формулу вывести можно, но не нужно. Есть приемы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приемчиков «музыкального обольщения» нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю. Это все равно что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным».

Рано или поздно каждое творение композитора становилось хитом с пожизненной гарантией. Петь под музыку Александры Пахмутовой и сегодня мечтают именитые исполнители.

Искренность своего творчества Александра Николаевна сумела подтвердить и в постсоветскую эпоху, когда многие из благополучных советских творцов неожиданно стали рассказывать, в каком аду они жили и как страдали. А вот она прекрасно понимала, что, огульно охаивая то время, ты в итоге предашь и своё творчество. Ведь если ты врал тогда, стоит ли верить тебе сейчас? Кстати, в Коммунистическую партию Пахмутова так и не вступила. «Я бы ничего не написала, вступив в партию, поскольку примитивные серые бюрократы затюкали бы меня своими поручениями. Да, мы писали песни о комсомольцах. Но нашими героями были те святые люди, многие из которых сегодня вынуждены собирать бутылки и рыться на помойках. Обидно, например, что о Зое Космодемьянской теперь иначе, как о психопатке, не говорят.

Сегодня можно написать очень хороший квартет или отличную симфонию, но донести ее до массового слушателя очень сложно. Да, критики оценят, зрители академического зала поаплодируют. И все… Другое дело — удачная песня.

В последнее время у меня складывается впечатление, что скоро в мире музыки непременно случится какой-то прорыв. Должен появиться талантище, способный дать новый толчок развитию современной эстрадной песни. Революционная ситуация уже назрела: из рок-культуры все выдоили, композиторские открытия группы «Битлз» использовали по максимуму, сейчас происходит топтание на месте. В этой всеобщей музыкальной растерянности кто-то пытается обратиться к латиноамериканской музыке, кто-то — к африканской (я имею в виду рэп-культуру), но это все ненадолго.

Что касается текстов песен, то когда-то Джоаккино Россини сказал: «Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку». Тогда он пытался этим удивить, а сегодня это уже обычное дело. Мне тоже ничего не стоит завернуть в музыку и счет из прачечной, и статью из газеты, только я не вижу в этом особого смысла. Этим сейчас активно занимаются рекламщики. Современная реклама — это сплошные оратории. Поют на голоса прозаические слоганы, причем иногда это получается красиво».

У каждой песни Пахмутовой есть своя собственная судьба: некоторые композиции Александре Николаевне даже приходилось отстаивать. Из-за запрета трансляции «Как молоды мы были» композитор демонстрировала свою позицию полным отсутствием в профильном комитете. После этого Пахмутовой перезвонили и принесли извинения. «У нас было достаточно запрещенных песен. Помню, «Песню о Ленине», написанную для русского хора, забраковали лишь из-за строчки «…Ильич прощается с Москвой…» Нам объяснили, что Ленин не может прощаться со столицей, поскольку он навсегда в ней. Так песня до сих пор и лежит в столе, хотя, по-моему, получилась она неплохо. Цеплялись в основном к текстам. Лишь однажды композицию не пропустили из-за музыки. Песня «И вновь продолжается бой» вызвала серьезные нарекания за слишком активные, почти роковые барабаны, которые, по мнению худсовета, оскорбляли память вождя. Я никогда не делала трагедии из того, что ту или иную песню запретили. Всегда относилась к этому философски: не сегодня — значит завтра выйдет. Глупо сидеть и копить обиды, когда можно успеть еще столько всего сочинить. Я ведь и сегодня от невостребованности не страдаю. Мы вообще стараемся жить в ритме молодежи».

Любовь длиною в жизнь

Долгий творческий путь рука об руку Александра Николаевна идет со своим супругом Николаем Добронравовым. Более полувека пара создает стихи и музыку: вместе они написали сотни песен, посвященных разным временам и профессиям.

Александра и Николай познакомились на радио в студии детского вещания. Пахмутова писала музыку к радиопостановкам, Добронравов, работая в ТЮЗе, читал свои стихи в «Пионерской зорьке». Композитору и поэту поручили творческое задание — написать песню к предстоящим каникулам. Так появилась «Лодочка моторная» и новая семья, которая, как и поется в этой песне — «объедем весь родимый край», объехала всю страну.

Через три месяца после знакомства пара отправилась в ЗАГС. Пышного торжества не устраивали: на это попросту не было денег. На невесте был скромный розовый костюмчик, сшитый мамой. Когда Пахмутова и Добронравов расписывались, в жаркий августовский день вдруг хлынул ливень. Влюблённые сочли это хорошим знаком. В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывают в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, они считают самым счастливым в жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы…

Буквально из каждого путешествия Пахмутова привозила новые песни. Особенно если поездки по заданию. К примеру, в Сибирь — от ЦК комсомола. В начале 60-х «в этот край таежный» отправилась творческая группа: композитор Александра Пахмутова, поэты Николай Добронравов и Сергей Гребенников, певец Иосиф Кобзон. Поддерживали молодежь на комсомольских стройках от Иркутска до Братска. В результате родился целый цикл героико-романтических песен «Таёжные звёзды» и в их числе легендарная «Главное, ребята, сердцем не стареть».

Пахмутову и Добронравова считают неразлучным творческим дуэтом и едва ли не самой гостеприимной в искусстве парой. В их дом всегда приходили пить чай и музицировать знаменитые артисты, музыканты.

Они просто стараются не придираться друг к другу по мелочам и не «принципиальничать». А Добронравов, рассказывая о том, на чём основана их семья, любит цитировать Антуана де Сент-Экзюпери: «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это на самом деле так в их случае. Пахмутова и Добронравов пережили немало трудностей, но никогда не разобщались и вместе боролись за свое место в искусстве.

Несмотря на то, что собственных детей Александры Пахмутовой и Николая Добронравова судьба так и не подарила, они немало сделали для детей всего Советского Союза, написав множество детских песен, на которых выросло не одно поколение. Кроме того, супруги внимательно следили за молодыми дарованиями и опекали талантливых исполнителей, поэтому сегодня многие музыканты и певцы называют Александру Николаевну и Владимира Владимировича вторыми родителями.

P.S. Жизнь Александры Николаевны – не только пример неувядающего таланта, но и редкая история настоящей и верной любви. «После встречи с мужем я стала более организованной. Если бы не он, я бы ленилась и сделала гораздо меньше. Не могу сказать, что я так неряшливо ленива. Но мне всегда не хватало безответственно-созерцательной жизни».

Мало кто знает, что эта маленькая женщина серьезно увлечена футболом и считает себя поклонницей этой игры. В дуэте с мужем они даже написали футбольную песню «Это наша игра». Остается добавить, что еще в 1968 году имя Александры Николаевны Пахмутовой было увековечено, причем во вселенских масштабах: крымские ученые назвали открытый ими новый астероид именем «Пахмутова».

Пять известных песен Александры Пахмутовой:

«Надежда»

«Нежность»

«Старый клен»

«Птица счастья»

«Как молоды мы были»


Смешные истории из жизни и свежие анекдоты
Смешные истории из жизни



Читайте ещё на нашем сайте - Николай Караченцов



Перейти в раздел: События и люди
  • Опубликовано: 03/11/2018

Вы можете оставить свое мнение о прочитанной статье

Внимание! В комментарии запрещено указывать ссылки на другие сайты!

Вся правда о «МакДоналдс».

Вся правда о «МакДоналдс».

Опубликовано: 05/12/2003

От книги Эрика Шлоссера 'Нация фастфуда' содрогнулись все макдональдсовые столики мира. Несколько лет журналист Шлоссер изучал, как система быстрого питания перепахала не только диету, но даже пейзаж ...

Кабачковые оладьи и блинчики

Кабачковые оладьи и блинчики

Опубликовано: 24/12/2017

Какое же это вкусное слово оладьи, оладушки, блинчики, такие пышные, всегда румяные и вкусные с пылу жару. Взрослые и дети всегда не прочь ими полакомиться. Для приготовления оладий из кабачков сущес...

История из жизни - "По локоть в крови"

История из жизни - "По локоть в крови"

Опубликовано: 07/05/2013

История произошла на самом деле. Мне было тогда лет 8. Училась в школе в первую смену. Пока я была в школе, мой отец дома торопился успеть сделать кровяную колбасу до моего возвращения из школы. Лето,...